18.03.2021

В связи с продолжением поэтапного введения на территории Российской Федерации обязательной маркировки определенных категорий товаров средствами идентификации в 2021г. следует учитывать следующее:

На 01.03.2021г. обязательной маркировке средствами идентификации подлежат следующие наименования товаров:

- табачная продукция - с 1 июля 2020 г. запрет оборота немаркированного табака;

- обувные товары - с 1 июля 2020 г. запрет оборота (производство и импорт, оптовая и розничная продажа) немаркированной обуви;

- товары легкой промышленности – с  1 января 2021 г. запрет реализации немаркированных товаров (обратить внимание на товарные коды, указанные в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2019г. № 1956), то есть в настоящее время продавец не имеет права предлагать к продаже немаркированные товары. До 1 мая 2021 г. можно хранить, не продавая, и промаркировать товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021 г. С 1 мая 2021г. – все товары легкой промышленности указанных товарных кодов должны продаваться и храниться только с наличием средств идентификации.

- шины и автопокрышки -. с 15 декабря 2020 г. - запрет реализации немаркированных шин), с 1 марта 2021 г. - запрет хранения немаркированных шин и обязанность передачи в систему всей информации об обороте шин.

- фотоаппараты и лампы-вспышки - с 1 октября 2020 г. запрет оборота немаркированных фототоваров;  до 1 декабря 2020 г. все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 октября 2020 г.

- духи и туалетная вода  - до 30 сентября 2021 г. разрешается реализация немаркированных товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 г. До 31 октября 2021 г. разрешается маркировка товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 г. при условии регистрации (описание товара) в информационной системе остатков парфюмерной продукции и внесение в информационную систему мониторинга сведений о маркировке такой парфюмерной продукции средствами идентификации до 01 декабря 2021г

Важно  помнить, что за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также за хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения (ст. 15.12 ч.2 КоАП РФ).

Какими могут быть нарушения при маркировке?

Если вы думаете, что нарушением маркировки считается только отсутствие кода Data Matrix, то вы заблуждаетесь. На самом деле есть несколько ситуаций, когда производитель или продавец не выполняют требования закона.

1. Нет кода маркировки

Самое очевидное нарушение. Код Data Matrix можно наносить на само изделие, на прикрепленную к нему этикетку или товарный ярлык. Но если этого не сделать, то вас могут оштрафовать, а товар — изъять.

2. Маркировка нанесена не по правилам

Например, если она код не пропечатан или маркировка недоступна для идентификации. Требования к нанесению и качеству печати кода устанавливает оператор маркировки — ЦРПТ. Если код им не соответствует, товар нельзя продавать легально.

3. Сведения в коде не соответствуют информации в УПД

Допустим, на товарах в партии есть коды маркировки, но в УПД данных о них нет. Или в документе указаны другие модели. В этом случае магазину или индивидуальному предпринимателю запрещено принимать товары, поскольку они не смогут торговать ими законно. Если нарушить правила, продукцию конфискуют.

4. Магазин не выполнил перемаркировку.

Перемаркировать товар требуется, если полученный для него код утерян. То же самое следует сделать, когда покупатель вернул вещь с поврежденным кодом на этикетке. В ситуации, когда установить прежний GTIN невозможно, необходимо получить новый. Если розничный магазин не сделает этого и попытается продать товар без кода, ответственность будет такой же, как если бы он торговал немаркированным товаром.

5. Магазин неправильно оформил возврат.

Например, если магазин решил оформить возврат, чтобы ввести в оборот не промаркированные вовремя остатки. При этом торговая точка может принять от покупателя товар, для которого не получали специальный код. Или если продукцию продали до начала обязательной маркировки.