В Республики Алтай участились случаи отказов родителей от вакцинации детей, хотя такого не должно происходить. Не нужно заглядывать в соседние регионы, что бы привести пример о тяжелых последствиях отказа родителей от вакцинации. Так, в текущем эпидсезоне клещевых инфекций пострадал от укуса клеща ребенок, в результате чего он заболел клещевым энцефалитом. Стало известно, что ранее родители данного ребенка написали письменный отказ от прививки против клещевого энцефалита. После заболевания ребенок длительное время находился на больничной койке и до сегодняшнего дня проходит реабилитацию в медицинских клиниках. А ведь этого можно было избежать, путем вакцинации!
Чего только не писали о последствиях вакцинации. И то, что дети больше болеют, и то, что они умирают, и слепнут, и глохнут именно от прививки. Доказывали, что переболеть какой-нибудь инфекцией более естественно, чем вводить ребенку ее искусственно. Что вакцина губит иммунитет. Что полиомиелит и скарлатина – вполне обычные болезни, наши предки болели «и нам велели». Половина этих страшилок была выдумкой, а половина – безбожным преувеличением.
Представляем вам самые распространенные мифы о вакцинации и объясняем, что есть на самом деле.
Миф № 1. Я не вижу этих инфекций, а значит нет необходимости прививаться
«Родителей часто запугивают вероятностью встречи ребенка с инфекциями. Может быть, инфекций вокруг и правда много – но я почему-то их не вижу, кто видел больных дифтерией или полиомиелитом? Хорошая гигиена и санитарные условия защищают нас от болезней».
Это характерная для человека реакция на попытку защитить его от того, с чем он еще не столкнулся. «Не вижу, не знаю, а значит этого нет» (пока гром не грянет…). Вряд ли нужно убеждать в необходимости прививки против гепатита В того, у кого только что его выявили. Но когда человек сталкивается с фактом инфекции, заниматься профилактикой (делать прививки) уже поздно и бесполезно. Поэтому ребенок рискует переболеть всеми инфекциями до тех пор, пока мама, наконец, не убедится, что вокруг них есть и коклюш, и гепатит В, и гепатит А, и корь с ветрянкой. Хотя вакциноуправляемые инфекции стали редкостью из-за массовой вакцинации, инфекционные агенты, которые их вызывают, продолжают циркулировать. Поэтому существуют две основные причины сделать прививку - для того, чтобы защитить себя и для того, чтобы защитить людей вокруг нас. Успешные программы вакцинации, как и успешные сообщества, зависят от сотрудничества каждого конкретного человека в обеспечении блага всех. Если человек из-за заблуждений решает не прививаться, и число таких отказников нарастает, то нарастает и количество людей, которые могут заразиться и заболеть, и заразить других. Чтобы остановить распространение инфекций, каждому из нас нужно делать те прививки, которые ему рекомендованы. Хорошие гигиенические условия жизни, мытье рук и чистая вода, конечно, помогают защитить людей от инфекционных заболеваний, но многие инфекции распространяются независимо от того, насколько чисто мы помылись. Если люди прекращают прививаться, болезни, ставшие редкими, быстро появляются вновь.
Миф №2. Прививки перегружают естественный иммунитет
«У большинства людей существует естественный иммунитет ко многим болезням, а если такому человеку ввести вакцину, то иммунитет может быть перегружен»
К сожалению, естественного специфического (то есть направленного против конкретных вирусов и бактерий) иммунитета не существует. Да, есть врожденные неспецифические механизмы защиты от инфекций, но «естественного» врожденного иммунитета против гепатита В, дифтерии, столбняка или гриппа увы нет, иначе зачем нужно было защищать свою жизнь прививками? Впрочем, некоторые антитела передаются новорожденному от матери, но ненадолго, и их уровень не всегда достаточен для защиты ребенка. Не стоит подвергать малыша риску, если вы можете защитить его с помощью вакцинации.
Миф № 3. Подождите с прививками до года
«Подождите, пока ребенку не исполнится год и он окрепнет, а потом начинайте делать прививки».
Почему бы тогда не подождать до двух, трех, пяти лет? Чем годовалый возраст так примечателен? Вы можете медлить сколько угодно, но инфекции ждать не будут и нападут на незащищенного младенца: именно возраст с первых месяцев до 2-х лет жизни наиболее опасен для развития заболеваний, вызванных коклюшем, гемофильной и пневмококковой инфекцией. Это пневмония, отит, менингит (воспаление мозговых оболочек), сепсис (попадание инфекции в кровь). Многие вакцины специально разработаны для защиты именно маленьких детей. Поэтому лучше вовремя завершите стандартный первичный курс вакцинации, чтобы к 6 месяцам ребенок имел достаточный иммунитет для защиты от перечисленных заболеваний. Как раз в этом возрасте ребенок теряет основные материнские антитела и начинает активно осваивать мир ползанием и общением с родственниками.
Миф № 4. Лучше вводить вакцины по отдельности, нежели вместе
«Некоторые считают, что правильнее было бы делать прививки от болезней по отдельности, а не вместе — тогда организму будет легче справиться с введенными бактериями».
Живые бактерии вводятся только в случае вакцины БЦЖ (само собой, мы не говорим об экзотических вакцинах наподобие туляремийной). Поэтому ни о каком суммировании бактерий речи не идет.
Ежедневно дети подвергаются воздействию нескольких сотен инородных веществ, на каждое из них иммунная система дает свою реакцию.
Простой прием пищи вводит новые антигены в организм, а многочисленные бактерии уже живут на коже, в полости рта, носа и кишечника. Ребенок подвергается воздействию значительно большего числа антигенов в результате простуды или ангины, чем при введении вакцины.
Ключевые преимущества введения нескольких вакцин или многокомпонентных вакцин за один раз - меньшее количество уколов и меньшее количество визитов в поликлинику.
При раздельном введении вакцин процесс вакцинации затягивается на много месяцев, ребенка постоянно носят на уколы, вместо того, чтобы быстро закончить курс вакцинации одновременным введением подходящих вакцин.
Кроме того, в комбинированных многокомпонентных детских вакцинах число сопутствующих веществ в несколько раз меньше, чем при введении каждой вакцины по отдельности, что снижает риск побочных реакций.
Не стоит подвергать организм ребенка дополнительной инъекционной нагрузке, выбирая раздельные прививки, когда в этом нет необходимости.
Миф № 5. Многие не прививаются и не болеют
«Наверно, стоит упомянуть и прививки против гриппа, которые многие делают весьма охотно каждый год и переносят грипп в более легкой форме, а другие не делают никогда и не болеют гриппом. Хотя, конечно, есть и обратные примеры: некоторые сделавшие прививку тоже не болеют, а непривитые все-таки заболевают».
Сравнивать можно сопоставимые вещи, поэтому для корректности нужны одинаковые по возрасту, полу, наличию сопутствующей патологии, степени риска инфицирования и прочим факторам группы. Тогда разница среди привитых и непривитых будет более чем очевидной – 2-х и даже 4-кратное снижение заболеваемости среди привитых, что было доказано не менее чем тысячей исследований разного масштаба по всему миру.
Другой пример: «Я сделал прививку от гриппа и заболел».
Чем заболел? Гриппом? Это доказано лабораторными исследованиями? Или заболел обычным ОРВИ, от которого вакцина против гриппа и не предназначена защищать?
Вакцины против гриппа и многих других заболеваний являются инактивированными (убитыми) и не могут вызвать самого заболевания.
Ежегодно на земном шаре рождаются 130 млн. детей и примерно 12 млн. детей умирают в возрасте от 1 недели до 14 лет. Около 9 млн. умирают от инфекционных заболеваний, причем 3 млн. – от инфекций, против которых имеются эффективные вакцины. На сегодняшний день вакцинация – это единственный надежный способ избежать инфекционных заболеваний и вызываемых ими осложнений. В настоящее время вакцинацией охвачено 80% детского населения мира, что способствует ежегодно спасению 3 млн. жизней и предупреждению развития тяжелых осложнений от этих инфекций.
Благодаря появлению новых вакцин расширяются возможности предотвращения заболеваний, таких как ветряная оспа и опоясывающий лишай, ротавирусная, гемофильная и пневмококковая инфекции, рак шейки матки.
Улучшение осведомленности населения и медицинских работников о значении вакцинации как наиболее эффективного средства предупреждения заболеваний важно для формирования положительного отношения к вакцинации и ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.