26.11.2021

На фоне пандемии коронавируса в соцсетях и мессенджерах массово распространяются фейковые новости. С момента появления вакцины от коронавируса и успешного её использования таких новостей и псевдорекомендаций стало значительно больше.

Распространение дезинформации, связанной со вспышкой SARS-CoV-2, - беспрецедентный случай: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже назвала ситуацию "инфодемией" - информационной пандемией.

Однако противодействовать распространению недостоверной информации одновременно по всему миру - задача едва ли посильная даже для крупной международной организации. Потому что в каждой стране - уникальная ситуация, и каждая страна отвечает на этот вызов по-своему.

Как отличить реальную новость от фейковой? Каким сообщениям не стоит доверять? Как проверить противоречивую информацию?

Правило 1. Проверяйте, указан ли источник информации - и какой именно.

Фейки, как правило, ссылаются на анонимных лиц либо не ссылаются вообще ни на кого. Перед тем, как переслать сообщение, задайте себе простой вопрос - откуда идет эта информация?

Правило 2. Проверяйте, насколько надежен эксперт. Если новость написана по словам авторизованного источника, поищите информацию о нем. Эксперты могут ошибаться, но они намного надежнее анонимного "знакомого врача" или дяди с дипломом.

Правило 3. Обращайте внимание на ресурс, который публикует новость. Авторитетные СМИ зачастую более серьезно подходят к проверке информации, чем блоги, паблики или подозрительные сайты (хотя это верно не во всех случаях). Внешний вид бывает обманчив, и многие фейки создают так, чтобы они были похожи на документы из официальных источников. Их авторы имитируют крупные новостные организации, включая и правительственные учреждения. Имитировать бланки новостных организаций и государственных ведомств, как и официальные аккаунты организаций в соцсетях, несложно. Еще один метод авторов фейков - добавление текста на скриншот из новостного выпуска.

Поэтому в соцсетях за информацией нужно обращаться только к проверенным аккаунтам новостных, правительственных и известных общественных организаций.

Информацию, которую вы получаете в соцсетях, тоже лучше всего всегда сверять с информацией в надежных источниках. Если вам пришел пост или видео, которое выглядит подозрительно, то лучше их проверить.

Правило 4. Не доверяйте массовым рассылкам панических сообщений в соцсетях и мессенджерах. Если нет надежных подтверждений этой информации, она может оказаться фейком.

Вы, конечно, хотите, чтобы ваши родные и близкие были в курсе последней информации об эпидемии. Поэтому когда вы сами получаете новую информацию, - по электронной почте, в Whatsapp, "Фейсбуке" или "Твиттере", - то, возможно, торопитесь поделиться ей.

Однако, по мнению экспертов, первое, что вы можете сделать для борьбы с дезинформацией, - остановиться и подумать. Рассылки в соцсетях и мессенджерах о коронавирусе часто вызывают панику. Прежде чем пересылать сообщение, подумайте, какова вероятность того, что это фейк, и, если у вас возникают сомнения - не пересылайте.

Правило 5. Сравните, что о событии пишут разные ресурсы. Так у вас будет более полная картина происходящего. Проверяйте факты по отдельности. В циркулирующих в WhatsApp очень популярные фейках о коронавирусе очень часто сочетаются полезные и недостоверные советы.

Сочетание фактов и вымысла - один из основных принципов пропаганды. Когда вам приходит, например, список рекомендаций, то легко принять на веру все, если вы точно знаете, что верен один пункт. Но фейком может оказаться половина или треть пунктов.

Правило 6. Дождитесь подтверждения или опровержения от официальных лиц - если источник противоречивой новости вызывает сомнения.

Правило 7. Дождитесь развития сюжета. Если новость опубликована только в одном источнике (или все ссылаются исключительно на него), проследите, как эта тема будет освещаться дальше.

Правило 8. Обращайте внимание на стилистику и язык. Фейки часто содержат эмоциональные обороты, общие слова вместо конкретных, упрощения и сленг вместо терминов. Тексты преподносятся в доверительной манере, с обращением к близкому человеку или знакомому.

Вирусной становится информация, которая вызывает у нас эмоции - страх, беспокойство, огорчение или радость. Страх - одна из главных движущих сил дезинформации, благодаря страху она процветает. Чувство беспокойства авторы фейков часто пытаются внушить с помощью призывов к немедленным действиям.

С одной стороны, указывается, что сделать, чтобы уберечь себя, с другой - рекомендуется распространить информацию, чтобы помочь как можно большему числу людей. Обязательный мотив таких сообщений - это "власти скрывают", например, масштабы катастрофы.

Думайте о предвзятости: Вы делитесь информацией, потому что знаете, что она достоверна или потому что соответствует вашей картине мира? Мы наиболее уязвимы для дезинформации в тот момент, когда энергично соглашаемся с ней. Именно в этот момент стоит притормозить.

Правило 9. Критически оцените содержание сообщения. Реальные новости описывают факты и приводят аргументы, фейки - воздействуют на эмоции и ассоциативные связи.

Не нужно пересылать сообщения своим друзьям и близким, если у вас есть сомнения в их достоверности. Это скорее создает проблемы, чем помогает решать их, поэтому не стоит делиться информацией "просто на всякий случай".

Многие выкладывают вызвавшие у них сомнения посты в сообщества экспертов с просьбой подтвердить или опровергнуть информацию.

Так делать полезно, но перед тем, как поделиться постом в сообществе, удостоверьтесь, что вы ясно дали понять, что сомневаетесь и хотите получить совет.

Также помните, что все выложенные вами фотографии, в случае, если ими начнут активно делиться, лишатся всякого контекста.

Правило 10. Посмотрите на структуру сообщения: фейковые и реальные новости могут отличаться. Реальные новости строятся по принципу «перевернутой пирамиды»: от наиболее важной информации - к менее значимой. В фейках это правило зачастую нарушено.

Правило 11. Проверяйте фотографии по поиску. Фейки могут быть проиллюстрированы снимками, которые вообще не имеют отношения к событию, о котором идет речь.

Таким образом, защита от фейков сводится к трём практическим подходам: первое - информационная гигиена, второе - дисциплина ума и третье - анализ собственных эмоций.

Первое: знать свои источники - от кого исходит информация, что за СМИ ее публикует и какова природа носителя. Например, в мессенджерах практически невозможно установить первоисточник, и это всегда необходимо учитывать. При этом многие утверждения можно быстро проверить благодаря интернету.

Второе: развивать критическое мышление и интересоваться историей, чтобы замечать повторяющиеся из века в век в разных странах и культурах сюжеты и приемы распространения фейков.

Третье: обращать внимание на чувства, которые вызывает увиденное, услышанное или прочитанное. Если это - злость или страх, то вы, скорее всего, имеете дело с типичными приемами эффективной манипуляции информацией. Эти чувства приводят к панике. Прежде чем переслать такую информацию, стоит остановиться на секунду и проанализировать, что с ней не так и стоит ли ее передавать.