22.11.2018

 

Основу законодательства, регулирующего оказание транспортных услуг, составляют нормы общегражданского законодательства и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон № 2300-1).

Согласно положениям пункта 5 статьи 4 Закона № 2300-1 если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Такие дополнительные требования в области авиаперевозок установлены, в частности, положениями статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Названными нормами установлены дополнительные требования к действиям авиаперевозчика, как непосредственно, так и через соответствующие подзаконные акты.

Так, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 года № 82 утверждены «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

Таким образом, по смыслу названных норм, требования к условиям перевозок могут быть рассмотрены в рамках законодательства о защите прав потребителей. При этом указанные требования устанавливаются исключительно к перевозчикам.

Это означает, что ни одна из названных специальных норм не может быть использована для снижения уровня правовой защищенности потребителей-пассажиров, в целом установленных нормами Закона № 2300-1.

Законодательство о защите прав потребителей, как и воздушное законодательство, в принципе не разделяет потребителей и пассажиров, соответственно, на категории, в том числе не выделяет «особую категорию пассажиров», имеющую меньшие права, чем остальные потребители-пассажиры.

Новый порядок обслуживания инвалидов в аэропортах и самолетах начал действовать в Российской Федерации с 1 июля 2016 года. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 15 февраля 2016 года № 24 г. Москва утвержден Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах (далее по тексту Порядок), который разработан в соответствии с пунктом 13 статьи 106.1 Федерального закона от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации». Настоящий Порядок применяется при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров из числа инвалидов, и других лиц с ограничениями жизнедеятельности регулярными и чартерными рейсами.

Какие-либо требования к комнате отдыха для МГН и мебели данным Порядком не регламентированы.

Гигиенические требования к аэропортам и аэровокзалам гражданской авиации, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.5.1-10 также не содержат требования к комнате отдыха для МГН и мебели.

Согласно пункту 2 статьи 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с взаимосвязанными положениями статьи 151 ГК РФ и статьи 15 Закона № 2300-1 моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.