30.10.2018

В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступило обращение от потребителя, заключившего устный договор на оказание услуги по ремонту жилого дома с физическим лицом, незарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.  Услуга была оказана некачественно, в результате чего потребитель понес дополнительные убытки. В связи с этим разъясняем.

Согласно преамбуле Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг. Потребитель – это гражданин, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Таким образом, Закон регулирует отношения, возникающие только между потребителем – физическим лицом и юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем. Отношения, возникающие между потребителем и другим физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, Законом не регламентируются. Полномочиями в сфере возмездных отношений между физическими лицами Управление не наделено.

Обращаем внимание потребителей, что заключая договор с неустановленным лицом или с лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, потребитель лишается тех гарантий, которые ему предоставляются законодательством о защите прав потребителей. Он несет все риски связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.

Отношения с физическим лицом, возникшие в результате заключения договора по выполнению работ регулируются § 1 гл. 37 Гражданского кодекса РФ, по возмездному оказанию услуг – гл. 39 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 723 ГК РФ в случаях, когда работа (услуга) выполнена подрядчиком (исполнителем) с отступлениями от договора, ухудшившими результат работы (услуги), или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика (исполнителя):

- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;

- соразмерного уменьшения установленной за работу цены;

- возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).

Подрядчик (исполнитель) вправе вместо устранения недостатков, за которые он отвечает, безвозмездно выполнить работу (оказать услугу) заново с возмещением заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков. В этом случае заказчик обязан возвратить ранее переданный ему результат работы (услуги) подрядчику, если по характеру работы такой возврат возможен.

Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

В случае отказа лица, выполнившего работу (оказавшего услугу), в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке, возникший имущественный спор в соответствии со ст. 11 ГК РФ может быть разрешён в суде.

Управление не уполномочено рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязывать хозяйствующие субъекты выполнять требования имущественного характера (в т.ч. возврат денежных средств), поскольку указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы.