14.09.2018

В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступило обращение потребителя на нарушение продавцом, при продаже сотового телефона,   требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Специалисты Управления разъясняют, что в соответствии с требованиями   ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявленным требованиям и пригодный  для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец  при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях  приобретения товара,  он обязан передать потребителю товар пригодный для использования в  соответствии с этими целями.

На основании  п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» -  Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

На основании Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016г. № 929  телефоны,  имеющие сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями относятся к технически сложным товарам.

В отношении технически сложного товара «потребитель в случае обнаружения  в нем недостатков вправе отказаться от исполнения  договора купли – продажи  и потребовать  возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить  требование о его  замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой  марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной  цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока  указанные требования  подлежат удовлетворению  в одном из  следующих  случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение  установленных настоящим законом сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков».

В  соответствии с требованиями   ст. 20 Закона РФ  -  срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.  По Закону РФ  «О защите прав потребителей»  потребитель имеет право на  период  ремонта мобильного телефона  предъявить требование  продавцу на  безвозмездное предоставление  мобильного телефона, обладающего этими же основными потребительскими свойствами.

В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами.

Для реализации прав, предоставленных Законом РФ «О защите прав потребителей»  при написании заявления о выдаче на период ремонта телефона, обладающего этими же основными потребительскими свойствами необходимо руководствоваться данными, предоставленными производителем (продавцом) в соответствии со ст.10 Закона.  Данную информацию можно найти в технической документации (инструкциях, маркировке и прочей документации прилагаемой к товару).

В соответствии с требованиями ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» -  за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

На основании п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» - Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В соответствии с требованиями ст. 18 Закона РФ - в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который установлен гарантийный срок,  если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В порядке информации сообщаем, что в  соответствии с требованиями ст. 10  Федерального закона  от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»   основанием для проведения  внеплановой проверки является  нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к  юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).

Уважаемые потребители, по вопросам защиты ваших потребительских прав получить консультацию специалистов Роспотребнадзора можно ежедневно по будням по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173 тел. 8 (38822) 6-42-41.