16.07.2018

В Управление Роспотребнадзора часто обращаются потребителей с жалобами на оказание коммунальной услуги по электроснабжению ненадлежащего качества. Собственники жилых помещений как многоквартирных, так и индивидуальных домов задают вопросы об их правах в случае  выхода их строя домашней бытовой техники в результате скачка напряжения электросети.

Управление в данной ситуации полагает необходимым разъяснить  алгоритм действий.

Прежде всего, необходимо установить лицо, причинившее материальный ущерб.

Это  могут быть:

- энергоснабжающая организация, в случае: если причиной выхода из строя бытовой техники послужило ненадлежащее качество предоставляемой коммунальной услуги;

- организация, обслуживающая общее имущество жилого многоквартирного дома: если причиной ущерба являются поломки в электрических сетях, проходящих от границы ответственности с энергоснабжающей организацией до квартиры (жилого дома) пострадавшего;

- третьи лица (соседи): если их действия привели к сбою в электрической сети дома.

Также следует вызвать аварийную службу для  фиксации факта скачка напряжения в акте.

Сообщение о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.

Следующий шаг – обращение в энергоснабжающую организацию и организацию, обслуживающую общую собственность жильцов многоквартирного дома (в случае, если потерпевший является собственником частного дома, достаточно будет обратиться в энергоснабжающую организацию).

Ущерб, причиненный неполадками в сети, нужно доказать. Для этого необходимо заключение сервисного центра о том, что ваша бытовая техника вышла из строя по причине скачка напряжения. Расходы на экспертизу можно затем взыскать с виновного лица.

Если техника подлежит ремонту, выскажите просьбу эксперту посчитать его стоимость. Если ремонту изделия не подлежат, то необходимо обратиться за оценочной экспертизой.

Аргументировать требование о возмещении ущерба можно ссылаясь на нормы законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Согласно законодательству РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ). Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги по электроснабжению (п. 1 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Требование о добровольном возмещении причиненного ущерба необходимо оформить в письменном виде, и направить его в адрес виновного лица (либо нарочно, либо путем почтового отправления заказным письмом).

В случае неудовлетворения исполнителем услуги требования в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд на основании ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Размер возмещения ущерба будет зависеть от того, возможен ли ремонт или техника непригодна для дальнейшей эксплуатации. Сумма возмещения ущерба будет состоять из стоимости выполнения ремонтных работ по восстановлению бытовой техники или оценочной стоимости с учетом износа на основе экспертного заключения. Кроме того, потребители  вправе включить в сумму для возмещения стоимость услуг экспертов и компенсацию морального вреда.

Уважаемые потребители, проконсультироваться со специалистами Роспотребнадзора по Республике Алтай по вопросам защиты прав потребителей можно ежедневно по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00 по телефону: (38822)64241.