27.04.2018

Процедура отказа от договора страхования регулируется Указанием Центрального Банка РФ от 20.11.2015 г. № 3854 – У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» (далее - Указанием ЦБ РФ № 3854-У), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

При заключении договоров потребительского кредита (займа) кредитные организации предлагают потребителям дополнительные услуги страхования, не относящиеся к обязательным видам страхования, в частности договоры страхования жизни и здоровья, договоры страхования от потери работы, страхование от потери кормильца и т.д., сторонами которых выступают потребитель и страховая компания.

В соответствии с п. 1 Указания ЦБ РФ № 3854-У, применительно к расторжению договоров страхования, заключенных в момент заключения кредитного договора, потребитель вправе отказаться от такого договора страхования в четырнадцати рабочих дней (так называемый «период охлаждения») со дня его заключения, предъявив соответствующее требование страховщику.

Зачастую потребитель предъявляет требование о возврате страховой премии в так называемый «период охлаждения» неуполномоченному на его исполнение лицу, тем самым пропуская 14-ти дневный срок, установленный Указанием ЦБ РФ № 3854-У, что приводит к невозможности возврата страховой премии.

В этой связи Управление Роспотребнадзора напоминает, что в случае отказа от договора добровольного страхования потребителю необходимо обратиться в течение четырнадцати рабочих дней со дня его заключения в письменном виде в адрес страховой компании, поскольку кредитный договор и договор страхования наделены разными гражданско-правовыми обязательствами.

Таким образом, после заключения кредитного договора потребителю необходимо:

1) В течение четырнадцати дней написать заявление в двух экземплярах на досрочный отказ от договора страхования, указать требование о возврате страховой премии, а также указать способ получения денежных средств и реквизиты;

2) Вручить данное заявлению уполномоченному лицу в страховой компании под роспись на своем экземпляре.

В соответствии с законодательством РФ денежные средства возвращаются страховщиком в течение десяти дней рабочих дней со дня получения письменного заявления потребителя об отказе от договора добровольного страхования.

В случае неудовлетворения страховой компанией требований потребителя о расторжении договора страхования и возврате страховой премии спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства,

Согласно ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1997 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 29 ГПК РФ иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены:

• по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

• жительства или пребывания истца;

• заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Кроме того, потребители по искам, связанным с нарушением их прав освобождаются от уплаты государственной пошлины (пп. 15 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

 

По вопросам защиты прав потребителей проконсультироваться со специалистами Роспотребнадзора можно по будням по телефону «горячей линии»: (38822)64241, с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00, в пятницу рабочий день сокращен до 16-45.