30.03.2018

В   Управление Роспотребнадзора   по Республике Алтай поступило обращение от  жительницы   Чемальского района по поводу приобретения некачественной обуви

Специалистами Управления была проведена разъяснительная работа с индивидуальным  предпринимателем о правилах обмена товара, о правах потребителя в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Вопрос решился в досудебном порядке, потребителю  возвращены  денежные средства. В данному случае, предпринимателю пришлось признать свою неправоту. Но очень часто потребители не находят понимания со стороны  предпринимателей. Что же делать в таких случаях?  Потребителям приходиться обращаться в суд.

Разъясняем:

В соответствии с требованиями ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявленным требованиям и пригодный  для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец  при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях  приобретения товара,  он обязан передать потребителю товар пригодный для использования в  соответствии с этими целями.

На основании п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

При этом необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, в которой выдвинуть одно из требований.

Общий порядок рассмотрения требований потребителей, заявляемых в соответствии с п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», установлен п. 5 той же статьи и предусматривает безусловную обязанность продавца принять у потребителя соответствующий товар и в случае необходимости провести проверку его качества.

В отношении  товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они  возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.        

В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» «требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования».

В соответствии с п.1 ст.23 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"  за нарушение сроков предусмотренных ст.22 настоящего Закона, продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Так как Ваши требования  к продавцу носят  имущественный характер и если не будут  удовлетворены  в добровольном  порядке, соглашением сторон,  то Вам необходимо  обратиться  в суд за защитой  своих прав и законных  интересов (ст.11 ГК РФ).

Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай  не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект удовлетворить какие-либо требования потребителя, поскольку указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы.

На основании  пункта 2 ст.17 Закона РФ «О защите  прав потребителей» Вы вправе обратиться в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является  индивидуальный предприниматель, - его жительства;  своего жительства; заключения или исполнения договора. В соответствии с пунктом 3 данной статьи  потребители по искам, связанным с  нарушением их прав освобождаются от уплаты государственной пошлины, в  соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.  В суде Вы вправе представлять любые доказательства и ссылаться на свидетельские показания.

По вопросам защиты прав потребителей проконсультироваться со специалистами Роспотребнадзора можно по будням по телефону «горячей линии»: (38822)64241, с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00, в пятницу рабочий день сокращен до 16-45.