Житель села Онгудай остался без денег и без товара после заказа телевизора в интернет-магазине. 03 января текущего года, потребитель, ознакомившись с предложениями продавца на сайте магазина («Магазин Техника – 3 года на рынке!»), оплатил покупку телевизора в размере 25 тысяч рублей. Оплата по просьбе продавца была произведена на банковскую карту физического лица. После получения подтверждения заказа и оплаты, потребитель стал ожидать уведомления о поступлении товара. На сайте продавца было указано, что подтверждение оплаты заказа им не поступало и уже с 04.01.2018 все дальнейшие попытки потребителя связаться с представителями интрнет-магазина для уточнения сроков доставки товара, не увенчались успехом. На указанный на сайте номер телефона никто не отвечал, сайт также стал не доступен. До настоящего времени товар так и не поступил, а денежные средства не возвращены.
Потребитель обратился за помощью в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Онгудайском районе. Обманутому гражданину рекомендовано обратиться с заявлением в полицию, а также в банк, в котором находился счет, куда были перечислены денежные средства за товар.
К сожалению, потребители очень часто не могут определить, кто в действительности является продавцом товара. На сайтах, как говорят пострадавшие, не было информации о фирменном наименовании продавца, отсутствовали фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей. Не было ИНН, либо иных идентифицирующих данных.
К сожалению, восстановить в правах таких потребителей крайне сложно.
Эксперты отмечают ежегодный прирост объемов продаж через интернет-магазины, но параллельно увеличивается и поток жалоб от потребителей, о том, что после внесения предоплаты продавец исчезает. И зачастую вернуть деньги или обменять товар потребители теряют всякую надежду. В настоящее время в сети Интернет зарегистрировано множество сайтов и магазинов, которые предлагают широкий ассортимент товаров по привлекательным для покупателей ценам. В контактах этих интернет-магазинов кроме указания города и странички в социальной сети ничего нет, а ведь такая скрытность признак недобросовестного виртуального продавца.
Потребителям при заказе товаров посредством интернета необходимо помнить ряд правил:
1. Обязательно обращайте внимание на то, чтобы на сайте интернет-магазина была полная информация о продавце (наименование с указанием организационно-правовой формы, ФИО индивидуального предпринимателя), местонахождение продавца (почтовый адрес, в том числе электронный), номер телефона и/или факса. Также обратите внимание на иные идентифицирующие признаки (ИНН, ОГРН). Данную информацию обязательно проверьте посредством сервиса на сайте Управления федеральной налоговой службы РФ. Нередко бывает так, что указанная на сайте информация ложная! И это однозначный повод отказаться от покупки в таком магазине, так же, как и в случае отсутствия вышеуказанных данных.
2. При анализе отзывов о магазине необходимо помнить, что наличие только положительных отзывов не может являться главным решающим фактором при выборе магазина. Отзывы могут быть ложными, сформированными специальным сервисом или самим продавцом.
3. Обязательно внимательно изучайте информацию о порядке заключения договора, о доставке, о правилах обмена (возврата) товара. Также крайне внимательно следует относиться к описанию самого товара. Лучше сделать сканы соответствующих разделов, распечатать или сохранить их и хранить как минимум до получения товара. Также сохраняйте всю переписку с продавцом.
4. Предпочтительный способ оплаты товара, особенно, если заказ производится в малоизвестном или только открытом интернет-магазине, это оплата после получения товара, наличным или безналичным способом курьеру. Тогда имеется возможность вскрыть упаковку и проверить соответствие товара условиям заказа, не если товар не соответствует заказу — можно отказаться от его получения и оплаты.
5. Нужно знать, что способ покупки товаров посредством средств связи (в том числе интернета), когда покупатель не может ознакомиться ни с самим товаром, ни с его образцом, называется дистанционным. Правоотношения из таких договоров регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и специальными правилами, утвержденными Правительством РФ («Правила продажи товаров дистанционным способом»).
6. В соответствии с вышеуказанными нормативными актами, если товар вам не подошел по любой причине, не понравился вам (ведь увидеть, потрогать, примерить, оценить внешний вид и качество в случае покупки через интернет возможно только после получения товара) у вас есть право отказаться от него и потребовать возврата уплаченной суммы в течение 7 дней после приемки товара. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, то отказаться от товара возможно в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Единственное исключение, когда от товара отказаться нельзя — это если он имеет индивидуально-определенные свойства, то есть товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Если в товаре будет обнаружен какой-либо недостаток, то у потребителя имеются те же права, как и в случае приобретения товара обычным способом.
Уважаемы граждане, не теряйте бдительность и внимательность. Если вы все же попали в аналогичную ситуацию, существует несколько инстанций, куда можно обратиться. Юристы рекомендуют в таких ситуациях сразу же писать заявление в полицию (УБЭП). Сотрудник правоохранительных органов сам направит жалобу в отделение, которое занимается случаями мошенничества. Можно попытаться обратиться в платежную службу, через которую были отправлены деньги за товар. Это позволит заблокировать кошелек продавца, тем самым, помешать ему обмануть остальных людей.
Чтобы увеличить свои шансы на победу в деле об обмане со стороны интернет-магазина, необходимо сохранять любую документацию, которая подтверждает факт покупки вещи у конкретного продавца и ее оплату. Инстанции непременно потребуют приложить к претензионному письму переписки с консультантом, чеки и квитанции о переводе денег. Если ни один из существующих вариантов защиты права потребителя не сработал, то покупателю придется обращаться за помощью в суд. Такие разбирательства требуют немало времени и усилий. Однако все это стоит того, чтобы привлечь недобросовестного продавца к ответственности за совершенное им правонарушение.