В последнее время рынок микрозаймов продолжает развиваться быстрыми темпами, количество микрокредитов возрастает из года в год. На фоне снижения располагаемых доходов россиян уменьшается и платежеспособность, просрочка по микрокредитам растет.
Для того, чтобы снизить закредитованность граждан, Центральным Банком Российской Федерации 22 июня 2017 года утвержден Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации.
В соответствии со Стандартом с 1 октября 2017 года число микрозаймов, которые клиент может получить в одной микрофинансовой организации (МФО), ограничили десятью на срок до 30 дней. Кроме того, продлить договор микрозайма теперь можно не более 7 раз в течение года.
С 1 января 2019 года требования еще больше ужесточатся: в одной МФО клиенту невозможно будет получить больше девяти займов в год, а количество продлений договоров уменьшится до пяти. Эти правила не распространятся на небольшие микрозаймы до трех тысяч рублей с коротким сроком возврата.
В 2018 году микрокредиторы будут обязаны записывать и хранить переговоры с клиентом по всем каналам связи – стационарному и мобильному телефону, а также sms и переписку в Интернете; срок хранения – минимум полгода. Бумажную документацию, связанную с общением с клиентом, будут обязаны хранить не менее года.
Немаловажным нововведением станет обязанность МФО принимать жалобы и предоставлять гражданам ответы в течение 15 рабочих дней.
Напоминаем: с января 2017 года МФО не вправе начислять проценты после того, как их сумма достигнет трехкратного размера суммы займа. А если возникнет просрочка, то МФО может начислять должнику проценты только на непогашенную часть долга и не более двукратного размера этой суммы.