В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступают обращения потребителей по вопросам возможности обмена или возврата купленной обуви. Чаще всего это покупатели неспециализированных магазинов, рынков, различных ярмарок и распродаж.
Специалисты Управления напоминают об основных требованиях действующего законодательства, регламентирующего права потребителей, которые помогут избежать проблем при покупке и эксплуатации обуви.
Гарантийный срок на обувь устанавливается либо изготовителем, либо продавцом, при этом продавец не может назначить гарантийный срок менее срока, установленного производителем. Начало гарантии исчисляется со дня продажи через розничную сеть или с начала сезона, который начинается с наступлением соответствующего времени года и определяется для каждого конкретного региона.
В соответствии со статьей 19 п. 2 Закона "О защите прав потребителей" № 2300-1 от 07.02.1992г. и с целью исчисления гарантийных сроков для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) на территории республики, Распоряжением Правительства Республики Алтай от 12.05.1999 № 290-Р установлены соответствующие сезоны:
весенний - с 1 апреля по 31 мая
летний - с 1 июня по 31 августа
осенний - с 1 сентября по 31 октября
зимний - с 1 ноября по 31 марта
Для Кош-Агачского и Улаганского районов установлены соответствующие сезоны:
весенний - с 15 апреля по 31 мая
летний - с 1 июня по 15 августа
осенний - с 16 августа по 15 октября
зимний - с 16 октября по 14 апреля.
Из вышеуказанного следует, что если Вы приобрели зимнюю обувь, к примеру, в августе, то гарантийный срок на нее исчисляется не с момента покупки, а с начала сезона.
При покупке обуви рекомендуем обратить внимание не только на внешний вид и соответствующий размер, но и на наличие необходимой информации. В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» - маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:
- наименование продукции;
- наименование страны-изготовителя;
- наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;
- юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;
- размер изделия;
- состав сырья;
- товарный знак (при наличии);
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
- гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);
- дату изготовления;
- номер партии продукции (при необходимости).
В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать следующую информацию:
Для обуви дополнительная информация должна содержать:
- модель и (или) артикул изделия;
- вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви;
- инструкцию по уходу за обувью (при необходимости).
Обувь надлежащего качества покупатель в течение 14 дней вправе обменять на аналогичную, если она не подошла ему по фасону, расцветке, размеру при условии, что обувь не была в употреблении, сохранен ее товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки. Если аналогичная обувь отсутствует в продаже, покупатель имеет право расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Требования подлежат удовлетворению в течение 3 дней со дня возврата указанной обуви.
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, в соответствии с требованиями ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Специалисты Управления рекомендуют покупателю обратиться к продавцу с указанием требований в письменной форме.
Возврат уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления требования, а при обмене с условием проведения проверки качества – в течение 20 дней.
В случае неудовлетворения требований продавцом в указанные сроки покупатель может обратиться для защиты своих прав в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173 или по телефону: (838822) 6 42 41