05.07.2017

 

В адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай поступают обращения граждан-потребителей по вопросам установки и обслуживания приборов учета, начисления платы за коммунальные услуги.

В полномочия Управления не входит проверка правильности начисления предъявленных к уплате сумм за коммунальные услуги, а также контроль за установкой и опломбированием приборов учета энергоресурсов. Обращения, касающиеся различных аспектов установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, правомерности начисления платежей, параметров качества коммунальных услуг, проведения перерасчетов и иных связанных с вопросами оплаты жилищно-коммунальных услуг, подлежат рассмотрению в рамках жилищного законодательства.

В соответствии с требованиями п. 11 Постановления правительства РФ от 11.06.2013г. № 493 «О государственном жилищном надзоре», которым было утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, вопросы определения размера и внесения платы за коммунальные услуги, относятся к компетенции органов жилищного надзора. Контроль за обеспечением энергетической эффективности жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов осуществляет Государственная жилищная инспекция Республики Алтай (расположена по адресу г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 182, тел. 6-43-09).

Может ли собственник помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома самостоятельно приобрести и установить прибор учета коммунальных ресурсов?

Как установлено ст. 157 Жилищного Кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

В соответствии с п.80, п.81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, (далее - Правила) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.  Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. В соответствии с п.5, ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 140 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530 замена прибора учета производится за  счет  потребителя после подачи им соответствующего заявления в энергоснабжающую организацию.

Таким образом, собственник помещения может самостоятельно приобрести прибор, произвести электромонтажные работы (кроме опломбировки) силами любых специализированных организаций и получить заключение специалиста энергоснабжающей организации об установке прибора с соблюдением необходимых правил и возможности индивидуального потребления коммунальной услуги.

Как осуществляется начисление платы за коммунальные услуги, если прибор учета вышел из строя?

В соответствии с п.59 Правилв случае выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета  (начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 1 года, а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.

Как проверить правильность начисления платы за коммунальные услуги?

Для проведения сверки правильности исчисления предъявленной к уплате суммы за коммунальные услуги потребитель вправе обратиться в адрес  исполнителя (п.31  Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354).

В случае если между потребителем и ресурсоснабжающей или управляющей организацией возник имущественный спор по вопросу порядка начисления платы за коммунальные услуги, потребитель может обратиться в судебные органы, так как всилу положений ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации все претензии и требования имущественного характера (перерасчет платы), предъявляемые потребителями, при их неразрешении исполнителем услуг в добровольном порядке подлежат рассмотрению судебными инстанциями в порядке установленном Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Обязан ли собственник помещения допускать в квартиру сотрудников управляющей организации для проверки приборов учета?

В соответствии с п/п «ж» п. 34 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, потребитель обязан допускать исполнителя в занимаемое помещение для проверки состояния приборов учета коммунальных ресурсов, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях приборов учета в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

 

Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай рекомендует жителям региона направлять свои обращения по вопросам обслуживания жилого фонда в соответствии с компетенцией и полномочиями контролирующих органов. Это в значительной степени сократит время рассмотрения обращений и позволит принять необходимые меры в установленные законодательством сроки.

В случае, если вы решите отстаивать Ваши права в суде, вы можете привлечь Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела - отдельным заявлением истца).