В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обратился за консультацией потребитель. Что делать, если покупатель приобрел чайник и по истечении гарантийного срока обнаружил в нем недостатки, обратился к продавцу с требованием о расторжении договора купли-продажи либо о замене на товар аналогичной марки, а продавец отказался удовлетворить требование, ссылаясь на то, что гарантийный срок на товар истек?
Ответ. В связи с тем, что на приобретенный потребителем чайник был установлен гарантийный срок, а недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, то потребитель имеет право требовать:
- безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерно уменьшить покупную цену;
- заменить товар на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- заменить товар на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- отказа от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврат уплаченной за товар денежной суммы;
- полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества;
- при возврате изготовителю товара ненадлежащего качества, уплаченной суммы.
Бремя доказывания момента возникновения недостатков лежит на потребителе. В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о замене товара ненадлежащего качества должны быть удовлетворены продавцом (изготовителем) в 7-дневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости проведения дополнительной проверки качества такого товара - в течение 20 дней со дня их предъявления. Если потребитель требует расторжения договора купли-продажи, возврат уплаченной суммы за товар и возмещения убытков, то эти требования подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня их предъявления. В том случае, если будут нарушены сроки удовлетворения требований потребителя, то продавец обязан уплачивать за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % цены товара. При этом потребителям следует учитывать, что в случае неудовлетворения требований в добровольном порядке потребители имеют право обратиться в суд. Иск может быть подан потребителем по месту жительства истца или по месту нахождения ответчика по выбору потребителя. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. Потребитель также вправе требовать компенсации морального вреда.
В случае возникновения необходимости в получении консультации по вопросам защиты прав потребителей Вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по РА по адресу: г. г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173, а также по тел. (8 388 22) 64241, 64384. Режим работы Управления: с 9.00 до 18.00 каждый рабочий день, в пятницу - с 9.00 до 16.45. Обед с 13.00 до 14.00.