28.04.2016

Во время покупок в магазинах самообслуживания с потребителями нередко происходят неприятные ситуации, связанные  либо с повреждением товаров, которые неудобно расположились на полках, либо с повреждением одежды покупателя,  которая зацепившись за подтоварники и расставленные в  проходах коробки, рвется. Причиной тому, очень узкие проходы или их загромождение, т.е. другими словами отсутствие условий для удобного совершения покупок. Как поступить покупателю в  подобной ситуации?

1. Шаг первый: зафиксировать факт причинения вреда (например, сфотографировать себя самому или попросить кого-нибудь это сделать).

2. Фиксируем обстановку в магазине (делаем хорошие фото ширины проходов, загроможденности).

3.Пишем на имя директора магазина претензию, выдвинув требование о возмещении вреда, как материального, так и морального.

4. Второй экземпляр с отметкой о приеме претензии оставьте себе (если с собой нет письменных принадлежностей, а магазин отказывается предоставить лист бумага, делаем запись в книге отзывов и предложений).

5. Здесь же, в магазине, возьмите телефоны очевидцев, которых потом можно будет  пригласить в суд в качестве свидетелей.

6.Вернувшись домой, оформите письменную претензию уже на имя собственника, указав, что директор магазина уже получил  заявление.

7. Направьте данное заявление на юридический адрес владельца магазина.

Если вопрос добровольно не решается, решить его можно только в судебном порядке, для этого  необходимо знать следующее:

деятельность продавца регламентируется множественными нормативно правовыми актами, к конкретному случаю  приемлемо использовать "ГОСТ Р 51304-2009. Услуги торговли. Общие требования". Услуги торговли включают и такую классификацию  услуг   розничной торговли, как создание удобств покупателям. Комфортность и удобство покупателей при приобретении товаров, включает:

-  удобное размещение товаров (выкладку) в торговых залах, входов, выходов, секций, оборудования, мебели, наличие лифтов, эскалаторов и тервалаторов и др.;

- гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудования и т.п.;

- доступность информации возможностям восприятия покупателями.

При оказании услуг торговли должны обеспечиваться безопасные условия для жизни и здоровья покупателей, сохранность их имущества, соблюдаться действующие правила продажи товаров, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и требования нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в части безопасности.

В частности СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» предусмотрены  требования к ширине основных проходов в торговом зале  при торговой площади до 100 м2-1,4 м, от 101-150 м2-1,6м,от 151 до 400 м2-1,8 м, от 401м2 и более -2,2 м.

В случае отказа продавцом в добровольном порядке урегулировать данный вопрос, Вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о компенсации морального и имущественного вреда. В соответствии с  нормами Гражданского кодекса (ст.1064) вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того потребитель имеет   право не только на  возмещение обязательства в натуре, но и на  возмещение убытков (ст.13 Закона о защите прав потребителей). Кроме того, в соответствии со ст.15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которого определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Несмотря на то, что гражданин ничего не  купил в данном магазине, в подобной ситуации все равно применимы положения ст.29 ГПК РФ и   п.2 ст. 17 Закона, согласно которых иски в защиту прав потребителей  могут быть предъявлены  в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.

Уважаемые потребители, помните, ваша сила в знании своих прав.  Если грамотно подойти к решению проблемы, справедливость восторжествует, и нерадивый продавец будет наказан, в данном случае рублем.