Спрашивали – разъясняем!
За истекшую неделю (с 15 – 19 февраля) в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обратились за получением консультаций 22 потребителя.
Основными темами обращений потребителей были: реализация товаров сложнобытового назначения ненадлежащего качества – 6, продажа непродовольственных товаров - 3; продовольственные товары – 3, общественное питание – 1, услуги связи – 2; жилищно-коммунальные услуги – 2; бытовые услуги – 2, продажа некачественного бензина – 1. Даны разъяснения по поводу нарушения санитарных правил и норм– 2.
Потребителям оказана помощь в составлении 9 претензий на имя продавца (исполнителя).
Приводим ответы на некоторые вопросы потребителей, поступавшие в общественную приемную Роспотребнадзора.
Заказал мебель у индивидуального предпринимателя, а он не исполнил договор и прекратил свою деятельность.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в случае прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, либо аннулированием государственной регистрации, потребитель вправе обратиться в суд к указанному лицу с требованиями, связанными с осуществлявшейся им ранее деятельностью по продаже товара (выполнению работы, оказанию услуги).
Это обусловлено тем, что после прекращения деятельности в качестве ИП, физическое лицо, в отличие от юридического лица, сохраняет свою правосубъектность и несет ответственность по принятым на себя обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, указанного в ст. 446 ГПК РФ. Юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.
Действующим законодательством не предусмотрено основание для прекращения обязательства в связи с утратой физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя. Такой подход подтверждается сложившейся по данному вопросу судебной практикой, в том числе Определением Верховного Суда РФ от 24.04.2012 № 49-В12-4; Определением ВАС РФ от 09.09.2013 № ВАС-12424/13.
В Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» правоотношения о прекращении деятельности регулируются отдельно для юридических лиц (глава VII Закона) и отдельно для индивидуальных предпринимателей (глава VII.1 Закона). Статья 419 ГК РФ предусматривает, что обязательство прекращается в связи с ликвидацией юридического лица (должника или кредитора). При этом указания о прекращении обязательств в связи с прекращением деятельности в качестве ИП данная статья не содержит.
Исходя из вышеизложенного, в случае прекращения деятельности в качестве ИП он будет нести ответственность за исполнение обязательств, выполнение работ, оказание услуг (их качество) с учетом сроков исковой данности, а также с применением Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1).
В течение гарантийного срока к ИП вправе обратиться за устранением недостатков и предъявить другие требования в соответствии с Законом № 2300-1. В случае отказа исполнять свои обязательства, потребитель может потребовать от ИП их исполнить через обращение с иском в суд (с соблюдением правил подсудности (иск подается в суд общей юрисдикции) и пределов срока исковой давности (3 года) уже как к физическому лицу. При этом потребитель вправе претендовать не только на решение основного вопроса, связанного с качеством работы, товара или услуги, но и на компенсацию морального вреда, выплаты неустойки.
Для бывших покупателей товаров и услуг факт утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не имеет значения, если в товарах или услугах, приобретенных в период его деятельности, выявлены недостатки. Данные потребители имеют право на предъявление претензии в защиту прав потребителей, гарантируемых ст. 4 Закона № 2300-1.
Однако из любого правила, как мы знаем, есть исключения. Единственная прямо предусмотренная законодателем возможность забыть обо всех обязательствах, возникших из предпринимательской деятельности гражданина, это ее прекращение с помощью процедуры банкротства (п. 4 ст. 25 ГК РФ). Но и в этом случае прекращения деятельности ИП необходимо помнить, что в ГК РФ и на это есть исключение: бывший предприниматель несет ответственность за товар ненадлежащего качества даже при проведении процедуры банкротства, если на нем лежит ответственность за причинение вреда здоровью и угрозы жизни, а также иные требования личного характера.
Потребитель считает, что после заправки автомобиля некачественным бензином вышел из строя двигатель на автомобиле. Куда обращаться?
Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов к автомобильному топливу относится к полномочиям Сибирского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования (630004, г. Новосибирск, ул. Революции, д. 36, тел. 8(383)2100308, сайт: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ).
При приобретении автомобильного топлива на АЗС, потребитель вступает с продавцом в правоотношения, регулируемые нормами Гражданского Кодекса и Законом РФ «О защите прав потребителей» (в случае, если автомобиль используется для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью).
Продавец (АЗС), как сторона по договору купли-продажи, несет ответственность за ненадлежащее качество товара (автомобильного топлива). В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, в результате продажи некачественного топлива, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствие со ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме.
Обнаружив какие-либо неисправности в автомобиле, появившиеся после очередной заправки топливом, следует незамедлительно обратиться с претензией в адрес продавца (АЗС).
Рекомендуем сохранять платежный документ (кассовый чек) об оплате бензина, поскольку это одно из основных доказательств, подтверждающих факт покупки топлива.
Если платежный документ не сохранен, это не лишает Вас права предъявить претензию. Факт покупки можно доказать и другими способами, например, свидетельскими показаниями.
Потребитель имеет право предъявить претензию хозяйствующему субъекту, реализующему топливо, в которой необходимо указать дату и время приобретения топлива, а также его марку и объем. Следует описать неисправности в автомобиле, возникшие по причине использования некачественного топлива, по возможности приложить подтверждающие документы (заключение станции технического обслуживания, экспертного заключения и т.п.).
Один экземпляр претензии вручается (направляется) лицу предприятия (АЗС), уполномоченному на принятие корреспонденции. На втором экземпляре, который остается у потребителя, делается отметка о вручении претензии. Претензия может быть направлена в адрес АЗС заказным письмом с уведомлением о вручении.
Продавец обязан возместить потребителю причиненные убытки, связанные с приобретением автомобильного топлива ненадлежащего качества.
В случае возникновения спорной ситуации или отказа продавца добровольного удовлетворения заявленного требования Вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав в порядке и на основании статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения предприятия, реализующего автомобильное топливо; жительства или пребывания истца; заключения договора купли-продажи.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Кроме того, в судебном порядке потребитель имеет право требовать от продавца (АЗС) компенсации морального вреда.