18.02.2016

Что такое цена товара и может ли она быть разной для различных покупателей.Этот  вопрос наиболее часто задают потребители в Общественной приемной Роспотребнадзора по Республике Алтай.

Для понимания правовых основ, реализации товаров в розницу  разъясняем, что согласно абз.5 ст.10 Закона Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 426 ГК РФ).

При этом Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст.500 ГК РФ).

Информация о цене доводится до потребителя путем оформления торговой организацией единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.

Только в том случае, если Закон предусматривает предоставление потребителю льгот и преимуществ, цена на товар или услугу может отличаться от цены для остальных категорий потребителей.

При   оплате товаров (работ, услуг) Продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа  их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Исходя из норм Закона «О защите прав потребителей» (ст.16.1) следует, что продавец (исполнитель) не вправе устанавливать дополнительные проценты при оплате товара (услуги) посредством наличных денежных средств, а не банковской картой и наоборот. За нарушение установленных законом требований предусмотрена административная ответственность в виде  административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Что же делать, если при расчете Вам предлагают оплатить цену больше, чем указана на ценнике, или факт взимания большей суммы Вы заметили только дома?

Для начала доступным способом зафиксируйте ценник в качестве доказательств, например сфотографируйте, если получится добавить в кадр дату и время- будет еще лучше. Ни в коем случае не забирайте ценник из торгового зала, иначе администрация магазина может вас обвинить в краже торгового оборудования.

Вторым шагом сделайте запись  о происходящем в книге отзывов и предложений. Если оплата еще не произошла, то пригласите администратора магазина и напомните ему, что ценник является публичной офертой, и продавец обязан продать товар именно по той цене, которая указана на ценнике, и объяснения из категории «поступила другая партия товара и цена уже другая, а сотрудники просто не успели заменить ценники в торговом зале», во внимание не принимаются. Так же напомните об административной ответственности по ст. 14.8 ч.1 за  «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы установлен штраф для должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; для юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

В большинстве случаев, если все сделать  по предложенному алгоритму- магазин рассчитает вас по объявленной цене на ценнике. Если же магазин не  желает решать проблему на месте, то обратитесь с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай.

Если факт взимания суммы в размере больше объявленной на ценнике обнаружился дома, данное деяние уже квалифицируется как обсчет потребителя, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 14.7 ч.1 КоАП РФ (на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей).

Потребителям же,  которые столкнулись с нарушением прав при реализации товаров (работ, услуг) рекомендуем  обращаться с заявлением в Управление Роспотребнадзора по РА  с приложением документов (ценника-стикера, фотографии ценника, чека и пр.) подтверждающего факт нарушения прав потребителя, по каждому подобному факту будут приняты соответствующие меры.

Напоминаем, что Общественная приемная Роспотребнадзора по Республике Алтай работает по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00 по адресу: Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 173. В районах республики адреса общественных приемных можно найти на нашем сайте:  http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/service/territorial-divisions.html.