У владельца автомобиля есть несколько вариантов, где оставить машину на ночь: охраняемая стоянка, гараж или просто у дома под окном. Конечно, удобнее и безопаснее оставлять свой автомобиль на охраняемой автостоянке. Однако, возникают случаи, когда и на охраняемой платной стоянке автомобиль могут повредить. Что же делать в таких случаях? С таким вопросом в Роспотребнадзор по Республике Алтай обратился гость региона, чей автомобиль поцарапали во время нахождения на автостоянке.
Для того, чтобы обезопасить себя от риска повреждения автомобиля на платной автостоянке и непредвиденных расходов на его восстановление, автовладельцам необходимо знать некоторые требования законодательства: положения ГК РФ о договоре хранения, закона РФ "О защите прав потребителей", а так же "Правила оказания услуг автостоянок" утверждённые Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 г. №795.
В соответствии с требованиями Правил оказания услуг автостоянок - Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю полную и достоверную информацию, как о себе, так и об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а именно:
- свое фирменное наименование, местонахождение организации, а также информацию о режиме работы, если это индивидуальный предприниматель - сведения о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего органа.
- перечень оказываемых основных и дополнительных услуг;
- правила пользования автостоянкой, правила техники безопасности, противопожарные, санитарные и иные правила;
- цены на основные и дополнительные услуги;
- образцы договоров, актов, сохранных расписок и других документов, удостоверяющих прием и выдачу автомототранспортного средства исполнителем и оплату услуг потребителем;
- адрес и номер телефона исполнителя, а также другие относящиеся к договору и соответствующей услуге сведения.
Исполнитель обязан заключить с потребителем письменный договор об оказании услуги. Договор составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя. Качество оказываемых услуг должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре соответствующих требований или при их неполноте - требованиям, обычно предъявляемым к качеству услуг такого рода.
Договор должен содержать следующие сведения: фирменное наименование и местонахождение организации-исполнителя либо фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, сведения о его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; фамилия, имя, отчество, номер телефона и адрес потребителя; дата заключения договора, срок хранения автомототранспортного средства; цена услуги по хранению автомототранспортного средства, цены дополнительных услуг, оказываемых за плату, а также форма и порядок их оплаты; марка, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, принимаемого на хранение; цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон; условия хранения автомототранспортного средства;
порядок приема и выдачи автомототранспортного средства; должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного работника исполнителя, оформляющего договор, его подпись, а также подпись потребителя; другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.
В случае, если оказание услуги предусматривает возможность многократных въездов на автостоянку и выездов с нее, при заключении договора оформляется постоянный пропуск, в котором указываются марка, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, номер места на автостоянке, срок действия пропуска.
При кратковременной разовой постановке автомототранспортного средства на автостоянку (на срок не более одних суток) заключение договора может быть осуществлено путем выдачи потребителю соответствующего документа (сохранной расписки, квитанции и т.п.) с указанием государственного регистрационного знака автомототранспортного средства. Копия указанного документа остается у исполнителя.
В случае утраты договора либо документа, удостоверяющего заключение договора об оказании услуги (сохранной расписки, квитанции и т.п.), потребитель должен известить об этом исполнителя. При этом автомототранспортное средство выдается потребителю на основании его письменного заявления по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и документов, подтверждающих право собственности (пользования, распоряжения) на автомототранспортное средство.
Исполнитель обязан оказать услугу в срок, предусмотренный договором. При постановке автомототранспортного средства на хранение (въезде) потребитель предъявляет уполномоченному работнику исполнителя автомототранспортное средство для внешнего осмотра, а также договор или документ, удостоверяющий заключение договора.
По требованию потребителя или исполнителя оформляется акт, содержащий сведения о товарном виде и комплектности автомототранспортного средства, который подписывается потребителем и уполномоченным работником исполнителя. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя.
В случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства, произошедших в процессе хранения его на автостоянке, исполнитель обязан по требованию потребителя составить соответствующий акт, который подписывается потребителем и уполномоченным работником исполнителя. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время, уплатив исполнителю часть цены хранения автомототранспортного средства на автостоянке в зависимости от времени хранения и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги.
Для выезда с автостоянки при разовой постановке автомототранспортного средства на хранение потребитель обязан предъявить уполномоченному работнику исполнителя документ, удостоверяющий принятие автомототранспортного средства на хранение (сохранную расписку, квитанцию и т.п.), а также подтвердить возврат ему автомототранспортного средства личной подписью, которая проставляется в присутствии уполномоченного работника исполнителя на оригинале и копии указанного документа.
По истечении обусловленного договором срока оказания услуги потребитель обязан вывезти автомототранспортное средство с автостоянки.
При неисполнении потребителем своей обязанности вывезти автомототранспортное средство с автостоянки исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, письменно предупредив потребителя, в разумный срок со дня такого предупреждения на основании судебного решения изъять автомототранспортное средство и продать его в порядке, предусмотренном статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Сумма, вырученная от продажи автомототранспортного средства, передается потребителю (за вычетом суммы, причитающейся исполнителю, включая расходы, связанные с продажей автомототранспортного средства).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания услуг автостоянки либо договору бронирования мест на автостоянке исполнитель несет ответственность, предусмотренную федеральными законами и договором.
Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению в 10-дневный срок, с даты, предъявления соответствующего требования.
В случае если исполнитель нарушил срок оказания услуги (срок начала и (или) окончания оказания услуги), потребитель по своему выбору вправе:
- назначить исполнителю новый срок;
- поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены услуги;
- отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков. Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты предъявления соответствующего требования.
Назначенный потребителем новый срок оказания услуги оформляется договором.
В случае, нарушения установленного срока оказания услуги или назначенного потребителем нового срока исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если в договоре срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере 3 процентов цены услуги. Договором может быть установлен более высокий размер неустойки (пеней).
Сумма взысканной потребителем неустойки (пеней) не может превышать цену услуги, выполняемой на отдельном этапе, или общую цену услуги (если цена услуги, выполняемой на отдельном этапе, не определена договором).
В случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства при хранении на автостоянке исполнитель обязан возместить убытки, причиненные потребителю, если иное не предусмотрено договором.
В случае, если в результате повреждения, за которое исполнитель несет ответственность, качество автомототранспортного средства изменилось настолько, что оно не может быть использовано по назначению, потребитель вправе от него отказаться и потребовать от исполнителя возмещения стоимости этого автомототранспортного средства, а также других убытков, если иное не предусмотрено договором.
Уважаемые автовладельцы, помните, что сохранность автомобиля зависит от Вашей внимательности. Необходимо запомнить: возместить ущерб владелец автостоянки может Вам в случае заключенного договора и полного выполнения Вами требований парковки.
Помните, что о каждом происшествии, которое случилось с Вашим автомобилем на платной стоянке, нужно составить акт, который подписывают обе стороны. Это поможет Вам возместить убытки, за которые отвечает Исполнитель.