В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступают многочисленные обращения граждан, связанные с приобретением товаров через интернет. Очень удобно, не покидая дома или своего рабочего места, получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения. В последнее время люди все чаще стали приобретать товары именно таким способом. Итак, что необходимо знать про особенности, отличающие дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли, чтобы купить понравившейся товар и при этом не разочароваться!
Во-первых, необходимо определиться с понятием дистанционной торговли – это любая продажа, осуществленная без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов и т.п. Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Перед тем как оформить заказ внимательно изучите представленную информацию.
Продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее - договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В описании товара должна быть информация в объеме, предусмотренном ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», в частности должна быть информация об основных потребительских свойствах: адрес (место нахождения), фирменное наименование изготовителя, информация относительно названия, маркировки волокнистого состава ткани (для товаров текстильного производства), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, БАД, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара и другая информация. Информация о товаре, включая условия его эксплуатации и правила хранения, доводится до покупателя путем размещения на товаре, на электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом, установленным законодательством Российской Федерации.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. Вся информация должна быть предоставлена на русском языке.
В момент доставки товара потребителю должна быть предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества.
В связи с тем, что при подобном приобретении товара нет возможности воочию ознакомиться с самим товаром, потрогать его, правильно сориентироваться по размерности, с текстурными особенностями, цветовому оттенку (в силу особенностей цветопередачи мониторов), если приобретенный товар не подошел вам по каким-либо причинам (цвет, размер, фасон и т.п.), вы можете отказаться от него в течение 7 дней с момента получения. Если в момент доставки Вам не была предоставлена в письменной форме информация о порядке и сроках возврата товара, то Вы обладаете таким правом в течении 3-х месяцев.
Помните, что возврат возможен, если сохранен товарный вид, потребительские свойства и документы, подтверждающие факт и условия покупки. При возврате товара составляется накладная или акт о возврате. Подобный документ, как правило высылается вместе с товаром.
Обращаем особое внимание, что ни статья 26.1 Закона «О защите прав потребителей», ни Правила продажи товаров дистанционным способом не содержат ссылки на перечень, ограничивающий круг возвращаемых товаров, кроме упоминания о товарах с индивидуально-определенными свойствами. К тому же применение данного перечня противоречит самому принципу возможности возврата товара по причине охлаждения к покупке. Информация о товарах, представленная, принятыми при дистанционной продаже способами, зачастую не дает возможности полного представления о товаре, и отсутствие возможности вернуть такой товар ущемляет права потребителя. Правда, потребителю придется оплатить продавцу расходы по доставке товара от потребителя к продавцу. Т.е. если нижнее белье приобреталось дистанционным способом, и оно не подошло вам по размеру, не было в употреблении, сохранены производственные ярлыки, то в случае возврата, стоимость возврата ложится на плечи потребителя.
Важно! Возврат денежных средств (при условии соблюдения покупателем требований о возврате товара) должен быть осуществлен не позднее 10 дней с момента получения продавцом соответствующего требования.
Если при получении товара, обнаружено несоответствие количества товара условиям договора, ассортимента, комплектности, тары, упаковки, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.
Товар ненадлежащего качества возвращается в порядке ст.18 Закона, п. 27,28,29 Правил, при этом потребитель имеет право требовать возмещения всех убытков причиненных ему вследствие продажи такого товара.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.
Покупатель вместо предъявления указанных требований, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом по требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.
В случае если возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, осуществляется не одновременно с возвратом товара покупателем, возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:
а) наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;
б) почтовым переводом;
в) путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.
При возврате денежных средств за товар продавец не имеет правоа уменьшать размер возвращаемой суммы на сумму расходов на осуществление возврата, т.к. подобные расходы несет продавец.
Уважаемые потребители, надеемся, что наши рекомендации помогут избежать лишних трат. В случае нарушения ваших потребительских прав при приобретении товаров дистанционным способом, обращайтесь в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай. Телефон горячей линии Роспотребнадзора: (38822)64241 работает по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00.