Пять признаков свежей рыбы и другие советы по выбору качественного продукта.
Рыба всегда считалась одним из лучших продуктов в питании человека. Это источник белка, множества витаминов и минералов. Морская рыба отличается высоким содержанием йода и брома. Пресноводная богата кальцием и фосфором, однако обычно в ней больше костей.
Как выбрать вкусную и качественную рыбу
Для покупки выбирайте крупные супермаркеты с большой проходимостью или специальные рыбные магазины. В таких местах продажи рыба не успевает залеживаться. Не покупайте рыбу у случайных продавцов на улице!
На что стоит обратить внимание
1. Запах
Перед покупкой рыбу следует понюхать. Как ни странно, свежий продукт рыбой не пахнет, но может иметь запах водоема (моря, речной воды и даже тины). Если почувствовали резкий неприятный запах (к примеру, аммиачный), от покупки такой рыбы лучше отказаться.
2. Внешний вид
Потрогайте туловище рыбы. Структура тушки должна быть упругой, однородной, не должно быть избытка слизи, темных пятен или непривычной для данного сорта рыб окраски. Верный признак того, что рыба испортилась, – наличие зеленоватых пятен на брюхе.
3. Жабры
Отдельное внимание стоит уделить жабрам. У хорошей, свежей рыбы жабры насыщенного красного цвета. Серые, почерневшие жабры в сочетании с неприятным запахом сигнализируют о некачественном продукте.
4. Глаза
У свежей рыбы глаза ясные, прозрачные и выпуклые. Если глаза «усохли» или «ввалились», значит, рыба провела на прилавке времени больше, чем положено. Не рекомендуется приобретать тушку без головы. Несмотря на то что голова дает дополнительную массу, именно по ней можно определить свежесть рыбы.
5. Проверка дома
Определить качество рыбы можно и в домашних условиях. После покупки рыбу стоит «выпустить» в емкость с водой. Если «улов» пошел ко дну – продукт свежий.
При разделке рыбы необходимо обратить внимание на консистенцию: качественная тушка должна быть упругой, плотной, с целыми волокнами. Если кости легко отделяются, значит, тушка не первой свежести.
Обратите внимание на маркировку потребительской тары рыбы.
В соответствии с требованиями ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», ГОСТ Р 51074-2003 на рыбе, нерыбных объектах промысла и продуктов, вырабатываемых из них, информация должна содержать:
- наименование продукта (товарное или биологическое);
- принадлежность к району промысла – она может быть указана в наименовании продукта (например «сельдь тихоокеанская», «навага дальневосточная»);
- длину и массу рыбы (крупная, средняя или мелкая);
- вид разделки (обезглавленная, потрошеная, пласт, ломтики и т. д.);
- вид обработки (соленая, копченая, вяленая и т. д.);
- степень солености (малосоленая, слабосоленая, среднесоленая, крепкосоленая);
- сорт (при наличии сортов) или категорию (для мороженого рыбного филе);
- наименование и местонахождение изготовителя;
- товарный знак изготовителя;
- массу нетто (кроме икры осетровых рыб в банках с надвигающейся крышкой) – для мороженой продукции массу нетто определяют вычитанием из массы брутто массы тары и массы снега, глазури, бумаги, защитного покрытия (при их наличии);
- пищевую ценность;
- условия и срок хранения;
- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
- дату изготовления и дату упаковывания;
- состав продукта, в том числе все пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;
- информацию о подтверждении соответствия;
- способ и условия изготовления готовых блюд (для полуфабрикатов);
- упаковано под вакуумом (при использовании вакуумной упаковки);
- информацию о наличии ГМО.
На потребительскую тару морепродуктов, произведенных в хозяйствах аквакультуры, наносят дополнительную надпись: «Продукция аквакультуры».
Если остаются сомнения в качестве рыбной продукции, требуйте документы, подтверждающие происхождение и качество товара (приходные накладные, декларацию соответствия).
Как поступить, если вы купили некачественную рыбу
Вам необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, в которой должно быть четко сформулировано требование по поводу недостатка товара. Один экземпляр претензии вручить продавцу, на втором экземпляре руководитель организации или индивидуальный предприниматель должен указать дату, должность лица, принявшего претензию, либо направить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» вы имеете право потребовать:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар этой же марки;
- замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.
А можно отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денежной суммы. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.