Оказание услуг проката, аренды снаряжения, оборудования, регулируется нормами Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514 (далее – Правила), «ГОСТа Р 57616-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги проката. Общие требования».
Согласно п. 2.1 ГОСТа под прокатом понимается комплекс операций по предоставлению за плату во временное владение и пользование физических лиц движимого имущества. По общим правилам сдача имущества в прокат осуществляется на основании договора, заключаемого между учреждением (исполнителем) и потребителем (пользователем услуг).
Договор проката относится к отдельному виду договора аренды. Он заключается в письменном виде и является публичным договором. То есть такой договор заключается учреждением в отношении каждого, кто к нему обратится. Цена услуг в рамках публичного договора должна быть одинаковой для всех потребителей соответствующей категории.
1. По сроку заключения договора прокат подразделяют на почасовой и срочный. При почасовом прокате предмет проката передается во временное пользование потребителя на несколько часов (до 24 часов) и, как правило, предусматривается почасовая оплата. Срочный прокат предусматривает, что предмет проката предоставляется во временное владение и пользование на определенный срок (от 1 суток до 1 года).
2. По способам оформления прокат подразделяют так:
- прокат, оформляемый договором, – предусматривает обязательное заключение договора проката (требуется, как правило, при срочном прокате);
- прокат, оформляемый квитанцией, – допускается при почасовом прокате (квитанция может рассматриваться как договор, если включает все обязательные реквизиты);
- прокат, оформляемый с использованием цифровых технологий (заполнение электронного договора или электронной квитанции с последующей оплатой через терминалы или онлайн-сервисы банка).
Учреждение, предоставляющее услуги проката, должно предоставить потребителю в доступной форме следующую информацию:
- перечень оказываемых услуг и форм их предоставления;
- перечень имущества, предоставляемого в прокат;
- стоимость оказываемых услуг проката (прейскурант);
- сведения о порядке и форме оплаты;
- правила использования сданного внаем движимого имущества;
- Закон о защите прав потребителей (в актуальной редакции);
- Правила бытового обслуживания населения.
Работник проката должен:
— при потребителе проверить исправность вещи;
— рассказать, как пользоваться вещью или выдать инструкцию по эксплуатации;
— рассказать о технике безопасности.
Недостатки вещи могут всплыть уже после проверки в пункте выдачи. Прокат обязан сразу отремонтировать вещь или выдать новую без доплаты.
Потребитель платит за ремонт сломанной вещи, если нарушил инструкцию по эксплуатации и технику безопасности, а также возмещает стоимость потерянной вещи.
Зачастую основное из условий получения в прокат товара в ряде организаций является оставление гражданином в залог паспорта.
Паспорт гражданина Российской Федерации - это основной документ, который удостоверяет личность человека. Подобные требования незаконны и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) в залог).