Вот уже несколько лет 11 ноября в России считается неофициальным праздником всеобщих распродаж и называется Днем шопинга. В настоящее время продавцы используют множество способов, чтобы продать товар потенциальному покупателю. Одним из таких способов является продажа товара по скидке или акции. Большие скидки на товары привлекают покупателей.
Нередки случаи, когда за месяц-полтора до начала распродажи магазин повышает цены, а потом, с учетом распродажной скидки, вам предоставляется «уникальная супервыгодная возможность» приобрести вещь по ее нормальной первоначальной цене.
Дальновидных потребителей, которые могут пройтись по магазинам заранее, присмотреть нужную вещь, запомнить порядок цен, не так много. Поэтому большинство людей в период распродаж не сэкономят ни копейки.
Непродовольственный товар надлежащего качества, купленный при распродаже, можно сдать в магазин, если он не подошел по размеру!
Распродажа - это ликвидация старой коллекции. При этом со скидкой продается качественный товар. Просто продавец решил снизить цены, чтобы распродать старую коллекцию или остатки товара. Получается, это обычная купля-продажа качественного товара со скидкой, не связанной с недостатками товара.
При покупке товара на распродаже или со скидкой потребитель имеет все основания требовать возврата денег или обмена товара, даже если продавец безапелляционно заявляет обратное. Ведь все реализуемые на распродажах товары подпадают под Закон «О защите прав потребителей».
Следовательно, в соответствии ст.25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; непродовольственный товар надлежащего качества, но не подошедший по размеру, фасону или расцветке можно обменять в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
Третья вещь в подарок
Распродажи могут проходить не только путем простого снижения цен на все или некоторые виды товаров, но и в виде различных акций. Например, покупателям предлагается приобрести три вещи по цене двух. Часто в чеке эта операция отражается как распределение стоимости третьего товара в качестве скидки на все товары. В этом случае все товары имеют цену. Но бывает и так, что третий товар не имеет цены и достается покупателю «бесплатно». И часто при возникновении недостатков в этом «третьем» товаре продавцы не принимают по нему претензии, т.к. товар был «в подарок». Однако это не так. Определение договора дарения дано в ст. 572 ГК РФ. Им является безвозмездная передача товара в собственность покупателя, не обусловленная выполнением им каких-либо встречных обязательств. При продаже товаров по схеме «Три по цене двух» безвозмездная передача третьего товара покупателю осуществляется только при условии выполнения им встречного обязательства — приобретения двух других товаров. Поэтому такая передача не может рассматриваться как дарение. Заплатив за товар в розничном магазине, покупатель тем самым заключает с ним договор розничной купли-продажи.
Что делать, если в купленном при распродаже товаре дефект?
Однако, достаточно часто продавцы вводят в заблуждение покупателя своими объявлениями: «Обмен и возврат товара, купленного по акции не производится». Установленная акция (скидка) – это право хозяйствующего субъекта (продавца). Она никак не может повлиять на права потребителя, утвержденные Законом РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).
Законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей не устанавливает ограничений гарантийных обязательств перед покупателем в период проведения распродажи и акционных кампаний. Тем самым при обнаружении в товаре каких-либо недостатков покупатель не может быть ограничен в своих правах. Проведение распродажи является правом продавца, но не может быть основанием для отказа в удовлетворении законного требования потребителя.
В случае обнаружения недостатка в товаре, приобретенном по акции (скидке), потребитель в соответствии со ст. 18 Закона РФ имеет право требовать:
- замены на товар этой же марки (модели);
- замены на товар другой марки (модели) с перерасчетом цены;
- уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков купленного товара;
- расторжения договора купли-продажи с возвратом денежных средств.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, его можно сдать в магазин
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть представлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только устно, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом). Например, если в товаре обнаружен дефект, который не оговорен продавцом, и не отмечен в чеке или в ином другом документе, покупатель имеет право сдать вещь обратно.
Если имеется информация о наличии в товаре дефектов (например, механические повреждения; отсутствие комплектующих; разные оттенки изделий и другие), то предъявление претензий продавцу по оговоренным при покупке недостаткам законодательством не предусмотрено.
Скидка или уценка на продукты питания?
Если продукт питания предложен со скидкой, следует внимательно изучить его со всех сторон: не нарушены ли условия хранения, срок реализации, внешний вид товара и запах. Известно, что продукты питания быстро портятся. С формальной точки зрения на товары, которые вот-вот пора будет снимать с полок, должна объявляться уценка, а не распродажа. Крупные торговые сети могут объявлять скидки на определенные группы продуктов именно потому, что они крупные, и они могут диктовать закупочные цены поставщикам. Кроме того, им это выгодно, потому что, приобретая продукты со скидкой, покупатель дополнительно тут же выбирает что-то еще. В итоге для продуктового магазина не столь значительна стоимость определенного товара, как важен приток покупателей, оборот продуктов и средняя стоимость потребительской корзины.
ВАЖНО! К товару, купленному на распродаже, полностью применимы положения Закона РФ «О защите прав потребителей». Используя такие способы заманивания покупателей как распродажа, с магазина не снимается ответственность за качество реализуемого товара. Товары, реализуемые на распродажах, должны быть надлежащего качества, пригодными для целей для которых товар такого рода обычно используется.
Получить консультации специалистов Роспотребнадзора по РА по интересующим вопросам граждане могут по телефону 8-38822-6-42-41 с 9 до 18 часов (звонок бесплатный из любого населенного пункта Республики Алтай).