Федеральным законом от 1 мая 2022 года № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», вступившим в силу с 1 сентября 2022 года, внесены изменения в статью 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Предусмотренные законом изменения особо значимы в нынешних условиях, когда потребитель становится более уязвимым перед недобросовестными экономическими агентами и в связи с этим нуждается в дополнительной защите.
Статья 16 «Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и обязанности, налагаемые на продавца (исполнителя, владельца агрегатора)» изложена в новой редакции.
Закон содержит перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей. В перечень таких условий, например, вошел пункт о праве на одностороннее изменение условий договора или на отказ от его исполнения, который часто встречается в договорах с кредитными организациями или в договорах об оказании услуг связи. Недопустимым также объявлено положение об обусловливании приобретения одних товаров или услуг обязательным приобретением других.
Недопустимо ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. Этому положению противоречит, в частности, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что «подарочные карты возврату не подлежат». Недопустимой практикой также признано оказание дополнительных платных услуг без получения согласия потребителя.
Также вводится запрет принуждать потребителя к предоставлению персональных данных под угрозой отказа от сделки в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Всего в законе в качестве недопустимых названы 14 условий, ущемляющих права потребителей.
Принятые изменения позволят заметно снизить количество злоупотреблений со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов и станут действенной мерой в деле искоренения распространенных несправедливых практик в правоотношениях с участием потребителей.