В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай периодически поступают обращения потребителей, как устные, так и письменные, по поводу разъяснения правомерности действий продавцов в части не возврата денежных средств за товар, который не подошел по форме, габаритам, цвету, размеру. В связи с этим, специалисты Управления разъясняет.
Действительно, в соответствии со ст.25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Однако, предъявление требований, предусмотренных ст. 25 Закона, возможно при наличии нескольких условий:
1. если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;
2. требование о замене товара предъявлено покупателем в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки товара;
3. товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ (при этом в случае отсутствия названных документов потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания для подтверждения факта покупки);
4. товар не входит в Перечень непродовольственных товаров, не подлежащей обмену по основаниям ст. 25 Закона (утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г. № 2463).
Потребителю необходимо составить на имя руководителя магазина заявление (в 2-х экземплярах) с просьбой о проведении соответствующего обмена товара.
В заявлении указать какой товар был приобретен, когда, причину обмена, ссылку на статью 25 Закона, свой телефон, дату, ФИО, подпись.
На втором экземпляре заявления представитель предприятия должен расписаться в получении, указать дату, должность.
Вместе с тем, если данные требования Закона потребителем соблюдены, он вправе обратиться к продавцу с требованием об обмене приобретенного товара надлежащего качества на аналогичный товар. При этом, по соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Причем, о моменте поступления аналогичного товара в продажу продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю.
Из части 2 статьи 25 Закона следует, что в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
На основании выше изложенного следует, что потребитель может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы только в случае, если им первоначально было заявлено требование об обмене, которое не было удовлетворено продавцом.
При неудовлетворении продавцом законных требований потребителя в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в суде.
Исковое заявление может быть направлено в суд по месту нахождения ответчика, заключения или исполнения договора, либо по месту жительства потребителя.
На основании ст. 17 Закона при обращении в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав.
В случае реализации потребителем права на судебную защиту, защита прав потребителей Управлением возможна в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ее взаимосвязи с п. 5 ст. 40 Закона, согласно которым, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.