09.06.2022

В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступило обращение потребителя  на отсутствие  информации для   посетителей  о калорийности приготовленных блюд в  Компании по  доставке блюд японской кухни. В ходе рассмотрения обращения доводы потребителя подтвердились.

За допущенное  нарушение     индивидуальному предпринимателю -   владельцу Компании   выдано Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства РФ.

В настоящее время все большее число граждан предпочитает проводить досуг или отмечать важные мероприятия своей жизни (свадьбы, дни рождения, корпоративные праздники) в кафе, ресторанах, суши-барах. Однако нередки случаи, когда потребители сталкиваются с нарушениями своих прав в данной сфере и подчас не знают, как защитить себя в подобных ситуациях.

К числу основных нормативных правовых актов, регулирующих оказание услуг общественного питания,  относятся:

- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей";

- СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"

-  «Правила оказания услуг общественного питания», утв.  Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020г. № 1515;

- ГОСТ 30390-2013  Межгосударственный стандарт. «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1675-ст).

Действующее законодательство в сфере оказания услуг общественного питания устанавливает требования к    необходимому объему информации для потребителей, на основании которой должна быть обеспечена возможность осуществления правильного выбора услуг.

Исполнитель обязан довести до сведения потребителей  следующую информацию об оказываемых услугах:

- перечень услуг и условия их оказания;

- наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

- сведения об объеме (весе) порций готовых блюд и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;

- сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе  калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления).

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения  потребителей посредством меню,  прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг. Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания, как в зале, так и вне зала обслуживания.

По-прежнему исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая  предоставляется  потребителю по его требованию.

Важное нововведение с 2021 года касается цен на услуги общественного питания. В Правилах  теперь прописано, что цена должна определяться стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).

Кроме того, исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг. Потребитель вправе отказаться от  оплаты таких  дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены, - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Автоматическое включение дополнительных платежей в стоимость заказа считается незаконным.

Исполнитель  вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ.

Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю приобрести услуги по организации досуга и другие услуги, однозначно указав на их возмездный или безвозмездный характер и предоставив возможность  потребителю ознакомиться с необходимой  информацией о таких услугах.

Исполнитель обязан обеспечить  возможность  потребителю  проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции общественного питания посредством предоставления необходимых средств измерения.

Любой потребитель в случае нарушения его прав при предоставлении услуг общественного питания должен обратиться с письменной претензией к исполнителю услуг. Претензию необходимо  оформить  в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

Надеемся, что данная  информация дополнит знания и представления о правах потребителей в сфере оказания услуг общественного питания, а также позволит защитить свои права в случае их нарушения.

Уважаемые потребители, для получения консультаций по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания, Вы можете обратиться к специалистам Управления Роспотребнадзора РА и Консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173 тел. 8 (38822) 6-42-41, 6-36-22.