Одним из механизмов защиты потребителя в целях предотвращения негативных для него последствий на случай, когда решение о заключении договора было принято ошибочно (необдуманно) под воздействием уговора является предоставление потребителю возможности немотивированно отказаться от соглашения после его заключения в течение определенного непродолжительного периода времени, причем без каких-либо санкций. Данная концепция получила название "период охлаждения".
Право потребителя на "период охлаждения" в сфере кредитования закреплено в ст. 11 Закона о потребительском кредите. В соответствии с этой нормой заемщик вправе отказаться от договора потребительского кредита как до истечения установленного срока его предоставления, так и в течение 14 дней с даты получения потребительского кредита (30 дней в случае целевого кредитного договора). Согласно данной норме потребитель в течение 14 календарных дней вправе немотивированно отказаться от кредитного договора, причем данный период начинает исчисляться с момента заключения договора.
Нередко при оформлении договора потребительского кредита (займа) кредитные и микрофинансовые организации (далее - Банки и МФО) часто предлагают клиентам вместе с кредитом или займом получить и другие платные услуги, такие как различного рода консультации, юридическое сопровождение, услуги страхования и телемедицины, оказание помощи на дорогах и другие сервисы. Очень часто клиенты, не задумываясь о последствиях и поддавшись на навязчивые предложения банков и МФО, соглашаются с предлагаемыми допуслугами. При этом стоимость этих услуг обычно включают в сумму кредита, и в результате чего долг по кредитному договору существенно увеличивается.
В настоящее время Закон о потребительском кредите дополнен положениями, предусматривающими, что в тех случаях, когда при предоставлении кредита заемщику за отдельную плату предлагается любая дополнительная услуга, оказываемая кредитором или третьим лицом, условия оказания такой услуги должны предусматривать право заемщика отказаться от нее в течение 14 календарных дней со дня выражения заемщиком согласия на ее оказание. В связи с этим заемщику необходимо направить заявление об отказе от исполнения договора по оказанию дополнительных услуг и возврате оплаченных денежных средств.
Заявление заемщика об отказе от услуги и возврате денежных средств направляется оказывающему ее лицу и подлежит рассмотрению в течение 7 рабочих дней. Если исполнитель услуг отказывается возвратить деньги или просто не отвечает, заемщик вправе в течение 180 дней предъявить требование банку или МФО. Кредиторы должны выплатить деньги в течение семи рабочих дней после того, как приняли заявление.
По вопросам, касающимся своих потребительских прав, Вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай и Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Алтай» по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173, по тел. 8 (38822) 6-42-41, 6-36-22, ежедневно с 9-00 по 17-30 часов.