01.10.2020

Ситуации, когда человеку, не имеющему реальную просроченную задолженность, звонят из коллекторских агентств, с требованием погасить долг родственника, друга или коллеги по работе не так уж и редки.

Обычно, для человека такие звонки являются полной неожиданностью, ведь он не является ни должником, ни поручителем и не предоставлял никакую информацию о себе кредитным организациям. Персональные данные могут появиться в базе агентства, если их предоставил должник — одноклассник, подруга, родственник или же коллекторы могут найти Ваши данные через интернет – Вы являетесь родственником или другом должника и указали данную информацию в социальных сетях (например, сетях «Одноклассники» или «Вконтакте»)

В случае если Вас беспокоят бесконечными звонками, при этом Вы не являетесь заемщиком, то в первую очередь надо узнать что именно за коллекторское агентство Вас беспокоит и на каком основании. Затем следует спокойно разъяснить, что поручителем должника Вы не являетесь, своего согласия Вы нигде не давали, в виде подписи не удостоверяли. Если звонки не прекращаются, то необходимо направить в адрес коллекторского агентства и кредитора письменное уведомление по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении, об отсутствии у Вас кредитных обязательств.

К сведению:

Деятельность коллекторских агентств регламентирована Федеральным законом от 03.07.2016 №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

В соответствии со ст. 6. Данного закона при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно.

Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы, либо угрозой ее применения, угрозой убийства или причинения вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожений или повреждений;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

— правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

— передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

— принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

Если коллекторское агентство продолжает Вас и дальше беспокоить, особенно в ночное время и ранним утром или звонки приобретают агрессивный характер, Вам угрожают, то следует обратиться в правоохранительные органы.

Консультацию и практическую помощь по вопросам защиты прав потребителей, в том числе в сфере оказания финансовых услуг можно получить по будням с 9-00 до 18-00:

  • по телефону Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай 8-38822-6-42-41;
  • по телефону консультационного центра 8-38822-6-36-22;
  • Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.