22.05.2020

 

Под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Самый актуальный способ дистанционной торговли, это, пожалуй, торговля в «Интернете». Учитывая настоящую ситуацию, большинство магазинов перешли именно на такой вид продаж.

Продажу товаров дистанционным способом регулируют:

  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Закон РФ от 07.02.92. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон № 2300-1);
  • Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" (далее – Правила № 612).

Преимущества «онлайн» покупки очевидны всем: экономия времени и денег, широкий ассортимент товаров, удобный способ доставки. Вместе с тем, покупатель не имеет возможности осмотреть или померять понравившуюся ему вещь, и поэтому вынужден доверять фотографиям и описанию товара на сайте интернет-магазина. Еще одним минусом такой покупки является риск быть обманутым, когда недобросовестные продавцы предоставляют недостоверную или неполную информацию о товаре, и тем самым вводят покупателя в заблуждение.

Поэтому прежде, чем принять решение о покупке, необходимо вспомнить важное правило: не торопиться!

Основное правило совершения покупок дистанционным способом: «Будьте бдительны еще до оформления заказа!»

Выбирайте официальные интернет-магазины с высокими рейтингами. Внимательно изучайте отзывы о магазине и его деятельности. Отнеситесь с осторожностью к неизвестным продавцам у которых сильно занижены цены.

Перед оформлением заказа в интернет-магазине необходимо убедится, что продавец предоставил всю необходимую и достоверную информацию о себе, включая адрес своего места нахождения. А если покупка совершается на торговой интернет-площадке нужно помнить, что и владелец данной площадки (владелец агрегатора) обязан довести до сведения потребителей информацию о себе и продавце товара.

Так, до заключения договора розничной купли-продажи продавец обязан предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Вышеуказанная информация размещается на интернет сайте, где совершается покупка (п. 2 ст. 26.1 Закона № 2300-1, п. 8 Правил № 612).

В момент доставки товара продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров - на русском языке):

  • наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
  • сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг), а в отношении продуктов питания — сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
  • цену в рублях и условия приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг);
  • сведения о гарантийном сроке, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • адрес (место нахождения), полное фирменное наименование (наименование) продавца;
  • сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги).

Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней.

Наряду с этим следует иметь ввиду, что Правила продажи отдельных видов товаров, а также Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (последний подлежит применению исключительно в контексте ст. 25 Закона № 2300-1), к дистанционному способу продажи товаров применению не подлежат.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара, надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 Закона № 2300-1.

Так, при получении товара ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

Покупатель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.

Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.