Современные банковские карты имеют широкий функционал, однако основное их предназначение по-прежнему заключается в приобретении товаров и получении услуг законным держателем карточки, чье имя указано на лицевой стороне карточки, а образец подписи - на ее оборотной стороне.
При этом следует помнить, что пластиковая карточка является собственностью выпустившего ее банка-эмитента, а вовсе не того человека, который ей пользуется. Перед тем, как попасть к клиенту каждая карточка, проходит стадию персонализации, когда в ее память заносится индивидуальная информация, связанная с банком-эмитентом и клиентом - будущим держателем пластиковой карты. Прежде всего, речь идет о ПИН-коде - персональном идентификационном номере, выполняющим функцию пароля (электронной цифровой подписи) для подтверждения той или иной операции по счету. Именно поэтому ПИН-код является самой «желанной» целью для различных «карточных» мошенников.
Самый банальный способ получить ПИН-код- просто подсмотреть его при получении денег в банкомате. Либо вам звонят с предложением урегулировать задолженность или называют иные причины (причем звонящему известны некоторые данные о вас), т.е.пытаются вытянуть данные о карте.
Кроме того, мошенниками широко используются поддельными сайтами финансовых учреждений или банков, а также интернет-магазинов. При этом клиент сам вводит в нужные поля необходимые данные (номер карты, срок действия и CVV-код(цифровой код)).
Для того, чтобы предотвратить несанкционированное снятие денежных средств с вашей карты, ни в коем случае не сообщайте никому номер своей карты (в особенности по телефону) и не вводите его на непонятных сайтах в сети Интернет!
Нужно твердо усвоить, что банки никогда - ни по телефону, ни по Интернету - не пытаются «уточнить» персональную информацию клиентов и тем более реквизиты банковской карты.
При возникновении сомнений (поступлении звонка, получении SMS-сообщения или письма на ваш электронный адрес) не поленитесь перезвонить в банк и уточнить там все интересующие вас вопросы о состоянии счета, наличии сбоев и т.п.
При несанкционированном снятии денежных средств с карты, следует:
- как можно скорее перезвонить в банк (не поленитесь занести номер телефона банка, указанный на банковской карте, в свой мобильный телефон) и сообщить о незаконной операции;
- немедленно заблокировать карту;
- написать письменное заявление в банк с просьбой провести служебное расследование;
- обратиться в правоохранительные органы по факту кражи денег с карты;
- получить в банке распечатку счета с указанием времени и места проведения транзакций;
- в случае отказа банка вернуть украденные с карточки деньги обратиться в суд для возмещения причиненного ущерба.
Однако, необходимо помнить, что как показывает судебная практика не всегда существует возможность доказать факт мошенничества и то, что ваши денежные средства сняты не вами лично, а неизвестными лицами.
Например, если деньги сняли с использованием ПИН-кода, то скорей всего вернуть денежные средства не удастся, т.к.в договоре либо Условиях пользования банковской картой четко оговорено, что тайну ПИН-кода клиент обязан обеспечивать сам.
Один из способов избежать в данном случае потери денег - доказать, что держателя карты в месте использовании ПИН-кода в момент выполнения операции не было, т.е. если деньги с Вашей банковской карты сняли в одном городе, а вы в это время со своей картой были и пользовались ею совершенно в другом месте.
Основные меры по защите своих кредитных карт:
- установите лимит снятия средств с карты. В таком случае любая попытка снять крупные суммы невозможна без дополнительной проверки банка;
- для расчетов в сети «Интернет» пользуйтесь специальными картами, которые банки выпускают для расчетов в Интернете;
- не передавайте карту третьим лицам;
- не сообщайте никому секретный ПИН-код, а также не записывайте его на карточке или в других местах, где он может быть прочитан посторонними;
- не храните записанный ПИН-код вместе с карточкой;
- в случае появления подозрительных транзакций смените ПИН-код;
- расплачиваясь в магазине, не выпускайте карту из поля зрения;
- ежемесячно получайте выписки по карточному счету и проверяйте все движения по счету. В случае обнаружения расхождения немедленно обратитесь в банк;
- тщательно проверяйте информацию на чеке, который подписывается при оплате товаров в торговых точках;
- в случае утери карты немедленно сообщите в банк о пропаже и напишите заявление о блокировании карты. После этого все операции по карте будут прекращены.
- если вам позвонили из какой-либо организации или вы получили письмо по электронной почте (в том числе из банка) с просьбой сообщить реквизиты карты и ПИН-код - не спешите ее выполнять. Позвоните в свой банк и сообщите о данном факте. Ни в коем случае не переходите по указанным в письме ссылкам, поскольку они могут вести на сайты-двойники;
- совершайте операции с пластиковой картой так, чтобы находящиеся рядом люди не могли проследить за вашими манипуляциями. Если это невозможно, снимите деньги с карты позже, либо воспользуйтесь другим банкоматом и пр.
Помните, что единственный способ избежать всех неприятностей с потерей денег - быть внимательным и бдительным при пользовании банковской карточкой