В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай нередко обращаются граждане за консультациями при ненадлежащем выполнении работ по платному ремонту автомототехники.
При разборе ситуации, как правило выясняется, что у потребителя отсутствуют документы, подтверждающие факт выполнения указанных работ.
В связи с этим Управление обращает внимание потребителей на следующее.
Порядок выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспорта регламентируется:
Гражданским кодексом РФ,
Законом РФ «О защите прав потребителей»
Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290;
В соответствии с Правилами исполнитель обязан заключить договор.
Договор заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения:
а) фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) организации - исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
в) дата приема заказа, сроки его исполнения. В случае если оказание услуг (выполнение работ) осуществляется по частям в течение срока действия договора, в договоре должны быть соответственно предусмотрены сроки (периоды) оказания таких услуг (выполнения таких работ). По соглашению сторон в договоре могут быть также предусмотрены промежуточные сроки завершения отдельных этапов оказания услуг (выполнения работ);
г) цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты;
д) марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;
е) цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
ж) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;
з) перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации об обязательном подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в установленном в соответствии с ними порядке, в частности стандартами, такие требования установлены;
и) гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены;
к) должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись, а также подпись потребителя;
л) другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ).
Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором.
Договор, исполняемый в присутствии потребителя (подкачка шин, диагностические работы, некоторые работы технического обслуживания и ремонта, мойка и другие), может оформляться путем выдачи квитанции, жетона, талона, кассового чека и т.п.
В случае если потребитель оставляет исполнителю автомототранспортное средство для оказания услуг (выполнения работ), исполнитель обязан одновременно с договором составить приемосдаточный акт, в котором указываются комплектность автомототранспортного средства и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены. Приемосдаточный акт подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем и заверяется печатью исполнителя (при наличии печати). Экземпляры договора и приемосдаточного акта выдаются потребителю.
Таким образом, заключение договора, передача потребителем автомобиля на ремонт должны быть документально зафиксированы в письменной форме, потребителю необходимо позаботиться о подписании соответствующих документов до момента передачи автомобиля на ремонт.
Законодательство не предусматривает обязательного наличия в договоре гарантийного срока на результат работ (услуг), т.е. сам факт отсутствия в договоре такого срока о нарушении прав потребителя не свидетельствует.
Наряду с этим при отсутствии на результат работ гарантийного срока (либо истечение этого срока на момент обращения потребителя к исполнителю работ с претензией о качестве ремонтных работ) и наличии между потребителем и исполнителем спора о качестве и(или) объеме выполненных работ именно потребитель обязан доказать тот факт, что выявленные в автомобиле недостатки возникли по причинам и(или) условиям, зависящим от выполненных на автомобиле работ. Допустимым доказательством в данном случае будет являться только заключение эксперта - автотехника.
При получении транспортного средства после ремонта потребителю необходимо лично убедиться в реальном устранении недостатка автомобиля и позаботиться о подписании с исполнителем акта приема – передачи, содержащего сведения об объеме выполненных работ, дате передачи потребителю транспортного средства, имеющихся на автомобиле наружных дефектах (повреждениях) с подробным описанием таковых (при наличии).
За консультациями по вопросам защиты ваших потебительских прав вы можете обратиться:
- в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай: 8 (38822)-6-42-41.
- Консультационный центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173 тел. 8 (38822) 6-46-51.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .